Народ все меньше озабочен ростом цен
24 октября 2007 года
"Социологическое исследование - очень деликатная вещь, и от того, как его проводят, очень зависит результат", - заметил министр. Поэтому, желая получить результат, максимально приближенный к объективности, к работе над исследованием привлекли ученых четырех вузов, а ученые пятого - Института госслужбы при президенте РТ - корректировали выборку, т.е. процесс набора опрашиваемых из разных социальных групп.
- Это исследование не есть продукт государственной пропаганды, - заверил журналистов г-н Сафиуллин, - или государственного пиара.
Такие оговорки обычно делает докладчик, готовясь привести данные, которые его как-то смущают, что ли... Они и надежные, и приятные, но отчего-то смущают. Отвыкли мы радоваться чувству глубокого удовлетворения, вот что.
Хотя само это чувство у опрошенного народа - налицо. Лишь 10,8 процента оценили социально-экономическое положение в своем районе или городе как "плохое", что почти вдвое меньше, чем в 2005 году. Число тех, кто считает его хорошим, выросло с 15,9 до 29,3 процента, а около 60 процентов респондентов считают его удовлетворительным.
Дальнейшие факты дают повод вдуматься в противоречивую природу чувств. Казалось бы, чувство удовлетворения социально-экономическим положением своего региона в силу своей глубины должно подавлять в татарстанце все остальные чувства вплоть до состояния полной нирваны и дальнейшей сансары... Но нет, наш человек многогранен, и одновременно с чувством глубокого социально-экономического удовлетворения его волнуют и социально-экономические проблемы! 53,5 процента опрошенных считают самой тревожной проблемой "плохое материальное положение" людей (правда, в 2005 г. таких было 60,4 процента), 43,4 процента - безработицу (в 2005-м - 43,1), 32,7 процента - недостаточную социальную защиту (в 2005-м - 37,4)... На первом месте - проблема роста цен, ее указали 69,8 процента опрошенных татарстанцев.
Но вот что крайне любопытно: в ходе исследования, завершившегося в этом октябре, число озабоченных ростом цен по сравнению с 2005 годом (когда особых ценовых потрясений не было)... сократилось почти на 2 процента. Где-нибудь в Европе, пожалуй, решили бы, что такая реакция более достойна внимания не социолога, а этнографа, т.е. ученого, интересующегося занятными особенностями народных нравов и обычаев.
"Для меня было весьма удивительно, что в целом ситуация по ЖКХ у нас, получается, улучшается..." - заметил Марат Сафиуллин по поводу мнения татарстанцев о результатах реализации программы реформирования ЖКХ. Людей, заявивших в ходе опроса о своей уверенности в улучшении работы ЖКХ - 23,8 процента, что почти на 6 процентов больше, чем два года назад. Количество считающих, что ЖКХ стало работать хуже, уменьшилось более чем вдвое - до 8,4 процента.
Даже бремя жилищно-коммунальных платежей, судя по результатам опроса, на шею среднего татарстанца, по его ощущению, давит уже гораздо меньше. Если в 2005 году оплата услуг ЖКХ забирала от 25 процентов до "больше половины" семейного дохода у 60 процентов опрошенных, то теперь - у 50,2 процента. Остальные заявили, что тратят на оплату жилищно-коммунальных услуг от "менее пяти" до 15 процентов доходов семьи.
- Это мнение населения, - счел нужным подчеркнуть г-н Сафиуллин, - это не фактический платеж - такие данные трудно вывести, - но сами люди так считают.
Правоохранительными органами средний татарстанец доволен лишь чуть меньше, чем жилищно-коммунальными проблемами. Его отношение к тем, чья служба и опасна, и трудна, и, на первый взгляд, как будто не видна, - все лучше и лучше, хотя в 2005-м казалось, что лучше и быть не может. Два года назад оценивали их работу на "плохо" всего 19,6 процента опрошенных, а нынче - лишь 10,7 процента. Причем количество поставивших оценку "хорошо" увеличилось почти вдвое, до 36,3 процента. Все остальные работой правоохранительных органов удовлетворены.
Вот только еще большее, чем 2 года назад, количество опрошенных - 34,6 процента, - немедленно заявило, что правоохранители "борются с мелкой преступностью, а за крупные дела не берутся"... Да еще 36,6 процента (больше, чем на прошлом опросе) добавило, что "по вечерам опасно выходить на улицу"... Да еще 22,9 процента (также больше, чем 2 года назад) заметило, что "не соблюдаются права человека"... Видимо, тем временем, пока правоохранительные органы удовлетворяют граждан, снаружи происходят менее приятные процессы.
Интересны данные по динамике народного мнения о работе лечебных учреждений. За два года выросло количество татарстанцев, у которых нет к ним никаких нареканий: около 40 процентов опрошенных полностью довольны работой поликлиник, около 45 процентов - работой стационаров. Правда, при этом больше людей, чем до начала нацпроекта по здравоохранению, жалуются: на очереди к участковому врачу (38 процентов), на невозможность попасть к узким специалистам (28,7 процента), на нехватку мест в стационаре (19,9 процента) и на плохие санитарные условия в больницах (9,4 процента)...
А наиболее существенно выросшие за два последних года недостатки в школьном и высшем образовании, по мнению опрошенных, - плохое качество обучения и низкая квалификация преподавателей.
...Марат Сафиуллин заверил, что показатели общественной оценки услуг, организуемых властью (они выведены по каждому муниципальному образованию в отдельности) непременно приведут к оргвыводам: задания для министерств и территориальных властей на будущий год будут в декабре формироваться с учетом данных этого исследования. Впрочем, министр сообщил корреспонденту "ВК", что у местных властей также иногда возникает сильнейший соблазн сделать оргвыводы. По его словам, после социолого-статистического исследования 2005 года "ряд глав решил произвести изменения в статистической службе (кадровые)".
Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"